?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 5th, 2015 05:49 am (UTC)
Про пестование талантов
Пользователь oddmuse сослался на вашу запись в своей записи «Про пестование талантов» в контексте: [...] Originally posted by at Про пестование талантов [...]
oiolin
Jan. 5th, 2015 06:27 am (UTC)
Это они пытаются в пункты упихать такое труднооценимое понятие, как "счастливое детство". Когда тебя как норма жизни любят, а не гнобят. Когда тебе прощают, а не "припоминают". Когда перед тобой потом (после конфликта или несправедливого наказания) извиняются, а не обвиняют тебя же. И в целом поддерживают, особенно в важных делах.

Когда такие пункты и прочие пособия читаешь, действительно получается, что всё пропало, шэф. Потому что любой пункт обязательно хотя бы раз, когда-нибудь во вторник, 27-го, когда тебе/твоей деточке было 4.5 года, был нарушен.
Отсюда вывод: не надо загоняться пунктами. И не надо писать пунктов (но за пункты платят деньги, поэтому эта рекомендация невыполнима).
Есть одна замечательная родительская мантра: если я переживаю, хорошая ли я мать - это верный признак того, что ответ положительный. Женщины, которые не хотели и не любят своих детей, а также мужчины поголовно, не переживают на эту тему.
anirako
Jan. 5th, 2015 04:39 pm (UTC)
Меня эта родительская мантра не сильно успокаивает, потому что если ты параноик, это еще не значит, что за тобой не следят :)

Хочется важные для себя вещи делать (как минимум) на достаточно хорошем уровне, а чтобы этот уровень определить, нужны какие-то внешние объективные критерии. Те самые пункты: делаю / не делаю.

Наличие таких критериев ничего, понятное дело, не гарантирует, но хотя бы задает примерную систему координат. Не просто "буду стараться обеспечивать детям счастливое детство", а "буду делать это, это и это, а это постараюсь делать перестать, а начну делать вот это".
oiolin
Jan. 5th, 2015 10:12 pm (UTC)
А, это я очень хорошо понимаю. Только мне надо было не на очень хорошем уровне, а на максимальном из возможных (потому что если ребёнок не спит, а я не занимаюсь развитием, то - да, вот то что вы написали: вся жизнь насмарку). Я придерживалась философии Монтессори, т.е. мне нельзя было положить дитя в манеж, грубо говоря, и заткнуть рот пустышкой, чтобы "дела делать" не мешало. Надо было постоянно быть в распоряжении ребёнка, чтобы "помочь сделать это самому"(название книги М).
Ну, что сказать: депрессия подлечила меня от перфекционизма.

А сейчас я поняла, что нет критериев оценки "хорошо ли я воспитываю ребёнка". Вернее так: в развитии и особенно в будущем детей такая гигантская степень неопределённости, что ставить какие-то измеримые цели невозможно, а значит, невозможно и оценивать степень/"качество" их достижения. Развить же на всякий случай всё - не получится. Ещё общество вносит такие нехилые коррективы, что смотреть страшно.
Воспитание - это вообще не та работа, где можно оценить, как на конвейере: сделано 124689 движений - закатано 19075 банок. Это же и опыт воспитания нескольких детей в семье постоянно подтверждает: семья одна, одни родительницы, дети-сиблинги, воспитание более-менее одинаковое, а результат - разный.
Я ещё люблю сразу ставить стратегическую цель работы. А какая стратегическая цель воспитания ребёнка? У всех разные, вообще-то. И как вот тут применять чужие критерии, если они подразумевают достижение совершенно не той цели, что у тебя в голове?

Ещё эти критерии, которые они в пункты впихивают, они не о воспитании людей, по-моему, они скорее о дрессировке и о подгонке человеческих существ под какой-то ожидаемый стандарт. Такое обстругивание болванок. Мол, строгай так-то, чтобы получилось так-то. А оно всё равно не получится. Там уже внутри характер и индивидуальность, которые отреагируют на твоё строгание совершенно уникальным и неожиданным результатом.
anirako
Jan. 6th, 2015 02:09 am (UTC)
Да, долгосрочные воспитательные цели у всех разные, но ведь они есть. А если есть цель, то можно искать работающие способы достижения и оценивать свои результаты. Конечно, как и у любой сложной деятельности, результаты предсказать сложно и гарантировать невозможно, но разве это причина не пытаться?

Мне больше нравится сравнение работы родителя не с заводом, а с огородом :) Задача огородника - помочь вырасти доставшейся рассаде, а для этого надо знать, как с какими растениями обращаться, когда в парник, а когда полить и оставить в покое. Сплошной индивидуальный подход: чтение энциклопедий про помидоры да изучение опыта разнообразных помидорных хозяйств, чтобы понимать, что и как развивать, если уж сам не помидора.

Так что за все на свете критерии не скажу, а исходный список мне кажется достаточно полезным - хотя и печалит мой битый-недобитый перфекционизм.
oiolin
Jan. 6th, 2015 02:43 am (UTC)
Вот у меня собственно две претензии к спискам. Первая - это часто подразумеваемая унификация всех детей и второе - это невыполнимость всех требований (то, что отзывается в материнском сердце как "вот ты тут чаи распиваешь, а ребёнок не развивается! жизнь своими руками ребёнку загубила, зараза!").
Я не спорю (вдруг вы подумали): конечно, какие-то разумные ориентиры нужны для того, чтобы не гулять по каким-нибудь старым-добрым граблям и не упускать из виду того, что предыдущие поколения на тему педагогии и психологии поняли и наработали. Но тут ещё дело такое, что сама концепция детства была выделена и стала изучаться и развиваться совсем недавно. Поэтому здесь все критерии, методики и подходы - ну очень ещё свежие, сырые и часто основаны на весьма спорных наработках прошлого. Вот этот момент ещё добавляет мне скептицизма. Всего 30 лет назад передовая педагогика советовала оставлять ребёнка "проораться", а сегодня вот популярна идея "привязать" ребёнка к женщине 24/7.
anirako
Jan. 7th, 2015 01:45 am (UTC)
Ага, поэтому и тяжела родительская доля (тут должен быть такой смайлик, чтобы благородно выражал грустную иронию с налётом самоосуждения).

Мы на своих семейных родительских собраниях почти всегда утешаем себя оптимистичным заключением, что никому еще не удалось вырастить детей, не снабдив их индивидуальным набором психологических травм, а это уже определённость!
islandena
Jan. 5th, 2015 03:44 pm (UTC)
Второ пост в ленте про эту Барбару. Пошла искать, где ее почитать.
anirako
Jan. 5th, 2015 04:42 pm (UTC)
Да, Барбара хорошая, я её перечитываю, чтобы помнить, что развивать и поливать надо не только детей, но и себя :)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

gogo
anirako
Алёна & Мика

anirako.ca




Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy